Владимир Дараган
Казус Джулии Ламберт
 
Анастасия Монастырская
 
…сейчас Джулия вложила в сцену всю муку души; не у героини ее разбивалось сердце, оно разбивалось на глазах у зрителей у самой Джулии.  …когда она играла эту сцену, Джулия отпускала вожжи и давала себе волю. Она была в отчаянии от своей потери, и та любовь, которую она изливала на партнера, была страстная, всепоглощающая любовь, которую она по-прежнему испытывала к Тому.  Джулии казалось, что никогда еще она не играла так великолепно. Хоть это ее утешало.
      “Господи, ради того, чтобы так играть, стоит и помучиться”.
      Никогда еще она до такой степени не вкладывала в роль самое себя.

  – Почему ты так отвратительно играешь?

– Фальшиво? Но я прочувствовала каждое слово!
 – Мне неважно, что ты чувствовала. Ты утрировала, ты переигрывала, не было момента, чтобы ты звучала убедительно. Такой бездарной игры я не видел за всю свою жизнь.  (Сомерсет Моэм “Театр”)

Я люблю этот эпизод, потому, что в нем спрятан один очень важный  ключ к секрету мастерства.  Не только актерского, но и писательского.

Почему-то начинающие авторы считают, что писать нужно только о том, что ты чувствуешь в данный момент. Дескать, только так можно добиться достоверности в характерах персонажей. Иными словами, когда автор пишет, он должен быть полностью сосредоточен на главном герое, его задача вложить в героя свои  нынешние чувства, мысли, эмоции, тогда все получится правдиво и естественно.

Но автор не равен герою. Автор не пишет про себя. Автор влезает в чужую шкуру, становится другим человеком, и его личные чувства, мысли кардинально отличаются от чувств и мыслей персонажа (если, конечно, это хороший автор).

Опыт только тогда убедителен, когда он прожит, переработан, осмыслен и передан герою через какое-то время. Не сейчас. Потом. Иначе – фальшь и графомания. Все наши воспоминания, эпизоды биографии, путешествия, встречи, разговоры, эмоции – многолетнее плато, от которого можно неторопливо, вдумчиво и осознанно откалывать по кусочку, шлифовать, придавать новую форму, примерять к характеру того или иного персонажа, отбрасывать лишнее. Нельзя все это плато разом отдать герою. Герой лопнет. Нельзя герою отдавать свои сиюминутные чувства. Они чужие, не его. Нельзя вкладывать в героя самое себя. Собственно, в этом и заключается казус Джулии Ламберт, который полезно помнить и знать.


(C) Владимир Дараган. Все права защищены. При использовании материалов сайта необходима ссылка на abricus.com.